Слишком хорошо - уже не хорошо!..


Это мы сегодня решили поговорить о новых веяниях в нашем футболе. А именно о новой моде, проявившей себя в последнее время в столице (а может, кое-где ещё). Касается "мода" детского футбола. Поэтому на время отступаем от проблем взрослых профессионалов и переходим к детям.

В некоторых местах начали внедрять набор детей в группы футбола с 3-4-летнего возраста. А многие стали им вторить: "Мол, хорошо! Отлично!! Давно пора!!!.." - вот что стало темой сегодняшних рассуждений.

Автор подкрепляет своё мнение научными тезисами, аксиомами, которые воистину не требуют доказательств. Цель одна: развенчать напрочь подобные "благие начинания" и показать ошибочность этого подхода тем, кто на самом деле просто ошибается, полагая, что с таких лет детям можно начинать заниматься направленной деятельностью в каком-либо виде спорта, игры и т. п. И очень привычно - по пунктам.
***
1. Собственно возраст и способности детей в оные времена.

2. "Слишком хорошо - уже не хорошо!"

3. Истинные цели отдельных "благодетелей".
---

И поехали отвечать по тому же порядку.
***

1. Научный взгляд и подход.
Абсолютное понимание того, что дети в 3-4 года пока НЕ обладают долговременной памятью, должно остановить тех, кто по незнанию пытается привить им в это время какие-то непростые навыки. В частности игра в футбол, требующая обладания множеством физических данных, способностей, которые анатомически в таком возрасте недоступны.

Например, координация движений, регулируемая вестибулярным аппаратом. Футбол, даже детский - это частое изменение направления движения, к тому же постоянный контакт с соперниками, а иногда и с партнёрами. Падения и умение инстинктивно сгруппироваться - эти навыки молодёжь получает примерно с подросткового возраста. Реже раньше, если мальчик или девочка пошли в секцию, скажем, дзюдо (и т.п.), где падать и группироваться, страховать самого себя от травм и сильных ушибов при падении учат с первых же тренировок. (Автор сам с 10 и почти до 14 лет совмещал футбол и дзюдо, основано на собственном опыте.)

Трёхлетние дети на это не способны. У них ещё не развита до нужного уровня Центральная нервная система (в дальнейшем ЦНС), мозг не координирует движения тела и не запоминает произвольные движения, которые как раз и происходят. Анатомия маленького человека не готова к работе, организм - совершать направленные сложные действия, каковыми являются навыки владения мячом и прочее. Это был физический аспект.
***

2. Есть и психологический.
Та же память, о которой сказано вскользь выше. Есть два вида памяти у человека, которые развиваются у детей: долговременная и оперативная. Прямо так просто и говорим, чтобы понятно было всем, как о телефоне или другом техническом устройстве.

Долговременной памятью человек не обладает лет до 5-6. Мы помним кусочки-урывки-эпизоды из этого периода жизни - вполне нормальное явление. Но не более того! То есть около 90+...% из памяти в эти годы выпадает. Потому что, опять-таки, пока не готова воспринимать информацию в нужном объёме ЦНС. А именно те участки мозга, которые отвечают за накопление информации и долговременную память. В силу малого возраста и слабого пока развития, всего лишь!

Оперативная память подкрепляется постоянными упражнениями: например, умение держать ложку и вилку; не глядя на стакан, подносить его ко рту, ну и и так далее. И это вырабатывается до уровня инстинктов. Но это ОЧЕНЬ ПРОСТЫЕ ОПЕРАЦИИ, если сравнить их с такими, как владение мячом в ногах, движение с ним в беге, умение падать и группироваться... Всё это пока не готова выполнять ЦНС. Она - напомним! - пока очень молода и слаба.

Ребёнок не запомнит из этого возраста ничего, что ему будет показано. В 3-4-5 лет ему хочется просто играть, бегать и прыгать, абсолютно не взирая ни на какие технические приёмы или действия, умения или навыки. Просто - играть! - и всё равно, как и во что. Пусть это будет мяч и образный футбол; образный - это потому, что дети не будут играть только ногами! Они обязательно схватят мяч в руки, будут за него бороться, толкаться и прочее, а когда получится - не произвольно! - пнут мяч ногой...
Раздели их и дай каждому по мячу? - и через минуту вы станете свидетелями кучи-малы. Никакой организованности от таких детишек вы не увидите. Это не строй в детсаду провести: как раз с этим проще - построил и повёл. Да "сцепил их паровозиком" - им самим бывает интересно!..
Здесь же игра, которая напрочь отвлечёт ребёнка от какого-либо порядка. Просто - игра! Просто - малыши и куча-мала! И никаких навыков, только движение и баловство. А поставь их в рамки, заставляй делать что-то направленно, так они сейчас же начнут хныкать, им станет не интересно и нудно.

Поэтому на заметку тем, кто просто не знал.
Если вы думали, что это очень хорошо, то увы! - это совсем НЕ хорошо. Это натурально вредно - ставить таких маленьких детей в строгие рамки определённого вида деятельности.
---


---
Правильно - это дать им развиваться и играть самим, чтоб они больше двигались и сами проявляли, обнаруживали у себя способности к каким-либо действиям.

Следует приветствовать группы, в которых таких детей не учат направленно ничему, а просто дают возможность играть, творить, что заблагорассудится. Пусть играют, как хотят, как умеют, под присмотром специалистов. И никаких определённых рамок! - без правил футбола или чего-то ещё! - вот это будет здорово!!! Это и есть развитие двигательного аппарата у детей и Центральной нервной системы. И обретание некоторых простых навыков, естественно.

Замечу ещё раз, что это НЕ группы футбола! И такие организации вовсе не обязательно проводить на уровне клубов, секций и т. д. Этим можно с успехом заниматься как в детском саду, так и во дворе под присмотром кого-то из компетентных взрослых.
***

3. Вот уж кому хочется ХОРОШО!
И сразу вопрос: сколько стоит в месяц такое удовольствие? Именно такое - с детьми 3-4 лет?..
Сюда же. Кто бы ни был организатором этих секций, истинная причина одна: "стричь НАВАР" с вас, дорогие папы и мамы! Это чисто коммерческие предприятия, которые прикрывают благими лозунгами, типа "Дети и спорт!" На деле тут нет цели по-настоящему привлечь детей в спорт; в начальный школьный период ребёнок сам определится, а часто с помощью родителей, хочет ли он(а) заниматься физкультурой и спортом. Разные люди по-разному проходят младшие школьные годы: кто-то не может усидеть на месте, таким точно дорога в подвижные игры или единоборства; а кто-то усидчив и рассудителен, так почему б ему/ей не попробовать себя в шахматах?..

Заметили? - в младших классах школы! Это когда ЦНС ребёнка уже достаточно развита, чтобы воспринимать сложные явления, запоминать и обретать физические и психологические навыки. Но НЕ РАНЬШЕ!
---
Хочу повторить, что на вывески подобных секций и групп, как бы солидно они ни выглядели, смотреть не следует. Хоть какой авторитетный орган или конкретный человек станет внушать пользу от таких занятий, знайте одно: за кулисами чисто коммерческий интерес. Даже не сразу, пусть завуалированно сначала, но цель именно эта.
Или элементарная некомпетентность - вообще разговор окончен.
***

P. s. В ведущие ташкентские академии в этом году будут приниматься дети 2010 года рождения. Редкие дети-акселераты 2011 г. р. также могут быть приняты, а если их наберётся десяток и больше, даже могут группу из них составить. Но это уже исключения, к тому же только в огромных городах, как Ташкент и т. п., где детей очень много. Но возраст же видите? - не моложе 6 лет в любом случае.

А кому сегодня по 3-4 года?.. Это детишки 2013-14 гг.р. Пусть даже 2012, но и они ещё толком на ногах стоять не умеют и не всегда помнят, что кушали на завтрак и как держали ложку!.. (Если вообще мама не накормила с ложечки!) О каких секциях футбола речь?!! Им просто двигаться надо и больше играть, просто играть в подвижные игры!!! А годам к 7 уже видно будет, следует ли вести ребёнка на футбол, волейбол, самбо и т. п., либо пусть он(а) за шашками сидит или на скрипке играет...
---
Речь шла именно о футболе, заметьте. Я не затрагиваю здесь тему, например, секций гимнастики, в которые принимают девочек с 4-5 лет. Вижу это явление в реальной жизни, но обсуждать не берусь. К тому же гимнастика в детские годы и вообще как вид - это гибкость, координация и позже сила и выносливость, но никак не плотный контакт с соперником.
"Полный фул" - это только в ряде спортивных игр и единоборствах. Но не в гимнастике или плавании! Не в фигурном катании или конькобежном спорте, лёгкой атлетике!.. Риск получить травму есть и в этих видах спорта, как и в любом другом; но в контактных видах - играх и единоборствах - такой риск намного выше. И это ещё одна причина не спешить с занятиями этими видами в младенческом возрасте. Хоть дети такого возраста не умеют пока умышленно травмировать друг друга, но столкновения и прочие форс-мажоры учесть нужно. Как раз неумение правильно падать и вообще твёрдо стоять на ногах - это и есть повышенный риск дополнительных травм. Они и так в совместных играх падают, валяются и кувыркаются вдоволь, так зачем ещё их загонять в какие-то рамки правил или навыков, типа "играть только ногами или головой, не толкаться руками" и пр., которые они психологически воспринимать-то не готовы?!!..
Вот вам и тезисы-базисы, отрицать которые - ставить под сомнение свою адекватность.
***

Будьте здоровы, и до скорого!....

Комментарии

Для написания комментариев пройдите авторизацию